Воображение: зачем оно нам нужно и как оно помогает в школе?

Зачем в школе воображение? Разве может оно помочь учиться? «Ведь главное в школе другое — мышление, память, внимание», — скажете Вы. «А воображение, фантазии — это пустое занятие для глупых». И будете неправы. Без развитого воображения дети не смогут представить себе по описанию, о чем говорится в тексте. При чтении книги для детей в голове ребенка должен как бы идти фильм о том, что он сейчас читает. Чем лучше развито воображение, тем лучше он сможет представить себе описываемую картину, тем лучше он сможет ее понять. Для хорошего воображения необходима и хорошая речь. А если ребенок умеет грамотно выражать свои мысли, то это уже огромный вклад в его успешную учебу!

Давайте обратимся к мудрым. Что они говорят нам о значении воображения?

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображениянельзя сделать открытия.

Константин Эдуардович Циолковский говорил, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

«Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести». Ю.Г.Тамберг

Фантазировать надо не ради фантазирования, а ради достижения какой-то цели. «Пустые» фантазии считаются признаком инфантилизма, «детскости» поведения не по возрасту, а гораздо младше. Без фантазии невозможно планировать, предвидеть результат своего труда или предвосхитить возможные варианты развития событий, нельзя научиться видеть проблемы, догадываться о способах их решения.

Давайте познакомимся с законами развития творческого воображения, которые сформулировал известный психолог Лев Семенович Выготский, основоположник советской психологии:

Всякое воображение строится из реальных образов, поэтому богатый и разнообразный личный опыт влияет на творческую деятельность человека. Значит, необходимо обогащать жизненный опыт ребенка, знания об окружающей действительности, чтобы ребенок стал творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта, по описанию. Например, никогда не видел море, но представить его можешь по описанию.

Содержание воображения влияет на наши чувства и, наоборот, наши чувства влияют на воображаемые предметы или явления. Можно нафантазировать себе ужасов и бояться оставаться одному, и даже ходить по улице. А можно придумать себе будущее и последовательно воплощать задуманное.

Чем отличается фантазия от глупости? Если фантазия приносит вред, то это уже не фантазия, а глупость. Самый главный критерий для оценки всех дел в мире — то, что ты делаешь, должно увеличивать количество добра в мире.

Для развития воображения очень полезны сказки, детская фантастика — научная и в стиле фэнтези. В научной фантастике, в отличие от сказки, описываются технически осуществимые процессы, а в сказке абсолютно разные. Общеизвестно, что фантасты придумывают что-либо, а потом, когда это становится осуществимо в реальности, ученые-изобретатели называют свое изобретение так, как в научной фантастике. Так появилось в нашей жизни слово «робот» и сами роботы. А вы знаете, что из 108 идей, описанных Жюлем Верном, 99 уже воплощены. Это составляет 91,7% от всех его идей! Идей Герберта Уэльса реализовано 77 из 86 (89,5%), а у Александра Беляева 47 из 50 (94%)! Вы видите, что воображение — это совсем не пустое занятие!

Если ребенок сочиняет разные истории, придумывает предметы, он не врет. Для нас важно то, что мозг ребенка работает, генерирует идеи, выдвигает гипотезы, придумывает способы решения проблемных ситуаций, пусть нереалистичные пока. Важен сам факт работы мозга в этом направлении. И нельзя его за это критиковать, унижать, смеяться над ним. Он занимается полезным делом — развивает свой мозг!

Если ребенок придумывает воображаемых друзей, другую семью, говорит постоянно о какой-то игрушке — это сигнал его эмоционального неблагополучия, сигнал, что ребенку не хватает тепла, заботы, внимания и он возмещает все это в своем воображении. Тогда ребенку срочно нужно помочь! Если не знаете как, обратитесь к детскому психологу!

А вот как с помощью воображения можно решать конфликтные ситуации с дошкольниками и младшими школьниками: например, ребенок просит у вас то, что вы не можете себе позволить сейчас или в ближайшее время.

— Мама, давай поедем на море!

Вместо того, чтобы раздражаться и объяснять ребенку реальную ситуацию, пофантазируйте вместе с ним.

— Представь, что мы туда уже приехали. Чем займемся?

Ведь ребенку фантазия позволяет испытать те же чувства, как будто он на самом деле побывал на море. Поговорите об этом поподробнее, со смешными ситуациями, весело проведите несколько минут. Потом ребенок уже не будет так надоедливо ныть, а сам научится через фантазию снимать свое напряжение от острой нехватки чего-то в данный момент, от невозможности прямо сейчас удовлетворить свое желание, научится ждать. А это очень важный воспитательный эффект воображения!

Если Вам понравилась статья, подпишитесь на рассылку, в которой Вы получите много интересного материала по развитию детей. Сделайте обучение веселым и увлекательным с помощью рассылки сайта «Учимся с увлечением»!